Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-Л)
Лечение задержки речевого развития
Задержка психоречевого развития у детей – расстройство, связанное с замедлением и отставанием устной и речевой деятельности. В этом случае дети не способны выразить свои мысли и не обладают развитым словарным запасом по сравнению с возрастными нормами. Задержка речи бывает у детей в 2 года, когда ребенок совсем не разговаривает, и в 3 года, когда у него не сформирована речь.

Эта патология диагностируется у детей, которые медленнее осваивают родной язык. В таком случае происходит следующее:
- Сложности с построением связной речи.
- Трудности с построением фраз и предложений.
- Малый запас слов.
- Отсутствие звуков, свойственных возрастным нормам.
Патология в 10 процентах случаев замедляет формирование не только речевого, но и психического развития.
Классификация задержки развития речи
В медицине существует три возрастных периода, когда у детей наиболее часто диагностируется этот недуг.
- С 1 до 2 лет развивается недоразвитость или полное отсутствие речи.
- После 3-х лет возникает отказ от речевой деятельности или заикание.
- С 6 до 7 лет может развиться детская афазия или полностью утрачивается ранее сформированная речь.
Иногда специалисты относят к данным группам иные классификации с различными нарушениями.
- В первую группу относятся дети, которые не разговаривают или частично произносят слова или звуки.
- Во вторую группу включают детей, которые общаются короткими фразами с минимальным количеством слов.
- В третьей группе дети умеют выстраивать предложения, но допускают много разных ошибок. Например, путают падежи, склонения, число и род.
Причины задержки речевого развития
Медицинский фактор
Проблемы речи возникают на почве неправильно развитых патологических процессов, которые затрагивают мозг в раннем возрасте. В классификацию входят последствия тяжелых родов, инфекций или недоношенности в период беременности, результат серьезных хронических заболеваний, а также инфекционное поражение нервной системы. Немалую роль играет наследственный фактор, если один из родителей в детстве очень поздно заговорил. Также на детское восприятие влияет слух, так как речь формируется за счет подражания звуков.
Социальный фактор
На ребенка и его здоровье также влияет окружающий мир. Недостаток внимания, общения, проживание в другой стране, где разговаривают на чужом языке, могут спровоцировать замедление речи и замкнутость ребенка. Это формирует благоприятную почву для развития поведенческих расстройств.
Так, недостаток общения с родителями в неблагополучных семьях встречается чаще всего. С детьми не обсуждаются банальные вещи, бытовые проблемы, отсутствуют семейные встречи и праздники. Люди в такой среде вырастают дикими и неприспособленными к социальной среде.
Мешать развитию может и чрезмерная опека над малышом. Ребенку не нужно стараться для того, чтобы произнести что-то вслух. Для него это не является необходимостью, так как его желания предугадывают родители.
Смена страны также влияет на задержку детской речи. Если родители и родственники говорят на одном языке, а чужие дети и взрослые – на другом, то ребенку будет тяжело освоить речевой навык иностранного языка.
Типичные проблемы развития речи
- Неспособность грамматически правильно составить предложение.
- Бедность речи.
- Недостаточный словарный запас.
- Наличие сленговых выражений.
- Трудности с построением диалога и монолога.
- Отсутствие логических выводов, подведения итогов.
- Неумение регулировать громкость и темп речи.
- Плохая дикция и «сжевывание» слов.
Что могут сделать родители?
В первую очередь, в семье должно быть больше эмоционального общения с момента рождения ребенка. Важно разговаривать с детьми, обращая внимание на собственную речь: она должна быть спокойной, четкой и понятной. Не стоит забывать, что ребенок только учится говорить и повторяет за взрослыми.
Чаще читайте малышам на ночь, так как чтение не только формирует воображение, но и вызывает определенные эмоции у ребенка.
- Задавайте вопросы, интересуйтесь, что он чувствует после прочитанного эпизода.
- Заучивайте с детьми стихотворения, небольшие пословицы, считалки и песенки.
- Учите детей отгадывать загадки, так как это формирует их аналитические и мыслительные процессы.
- Развивайте мелкую моторику, занимайтесь творческими задачами, организовывайте мероприятия, где будут участвовать его сверстники.

Если появились серьезные проблемы с развитием речи ребенка, не откладывайте их на потом и срочно обращайтесь к специалисту – логопеду, психологу и неврологу.
Лечение задержки речевого развития у детей
Диагностика включает в себя обследование со специалистами, чтобы выявить все особенности речевого развития.
Медикаментозная терапия строго назначается врачом, который прописывает курс минеральных, витаминных или растительных комплексов. Данная терапия улучшает результаты логопедической и коррекционной работы.
Немедикаментозная терапия включает в себя педагогический комплекс с использованием соответствующих оборудований.

- Логопед назначает артикуляционную гимнастику и логопедические упражнения.
- Занятия с дефектологом проводятся в том случае, если ребенок недостаточно понимает речь и имеет проблемы в отставании развития.
- Педиатр анализирует возрастное развитие и фиксирует возможные отклонения.
- Невролог назначает обследование артерий головного мозга.
- Лор определяет остроту и качество слуха.
- Психолог при помощи тестов изучает психомоторное развитие ребенка.
- Исходя из всего комплекса обследований, детский невролог выделяет основную причину и назначает соответствующее лечение.