Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-Л)

«Луч знаний» центр дополнительного образования

zabota@luchznaniy.ru 8 800 775 24 37

Для чего требуется улучшать функциональную грамотность школьников

Функциональная грамотность школьников – важный элемент для всестороннего гармоничного развития ребенка. Без нее невозможно достичь хорошей успеваемости по учебным предметам, она влияет и на социализацию, достижение успехов во взрослой жизни, дальнейшее обучение в университете. 

Расскажем об особенностях грамотности, и почему ее необходимо развивать. 

Что представляет собой данное понятие? 

Это понятие появилось в 1970-е годы, под ним понималась совокупность умений в области письменной речи и чтения для решения практических задач в жизни. За последующие десятилетия совокупность навыков получила большее развитие по сравнению даже с базовой грамотностью.

Одних теоретических знаний мало для реальной жизни. Школьник должен уметь применять полученные навыки на практике, для решения конкретных бытовых ситуаций. 

Преимущества 

На рынке труда будут востребованы специалисты, умеющие правильно реагировать в нестандартных ситуациях, готовые осваивать новые знания, правильно действовать при возникающих проблемах. Это показатели функциональной грамотности. Если во время обучения в школе ребенок приобрел эти навыки, ему будет просто ориентироваться в окружающей реальности. 

К преимуществам относится: 

  1. Возможность успешно решать бытовые проблемы.
  2. Умение общаться, взаимодействовать с социумом. 
  3. Выстраивание взаимосвязей между предметами (один факт или событие оценивается с различных сторон). 

Составляющие функциональной грамотности

Термин включает в себя читательские, математические, материальные, естественно-научные навыки, умение владеть компьютером, креативные навыки. Составляющие оцениваются в совокупности (если ученик прочитал научную статью, но не может обсудить прочитанное и дать свою оценку, у него развиты только навыки чтения). 

Читательские навыки

Читательская грамотность – важный результат образовательного процесса в соответствии с федеральными стандартами. 

На уроке нужно давать задания, на которые не получится дать однозначный ответ: мотивируйте ученика рассуждать на заданную тему. Это поможет пополнять копилку знаний, достигать целей и применять информацию на практике. 

Задавайте больше вопросов: «Что бы вы сделали на месте героя рассказа?». «Как вы думаете, почему автор закончил повесть таким образом? Есть ли у нее альтернативный финал?». 

Научите школьника читать между строк, отделять важную информацию от второстепенной, замечать связи. 

Математические навыки 

Сформировать их можно с помощью правильно заданного вопроса. Дети с развитой математической грамотностью могут использовать информацию в различных контекстах, на основе цифр и статистики давать прогнозы, подсчитывать выгоду и убытки, принимать объективные решения. 

Грамотность в естественно-научной сфере

Давайте задачи на анализ природных явлений, сравнивайте географические карты и естественные процессы в окружающей среде. Научите ребенка правильно интерпретировать полученную информацию, проводить исследования, логично объяснять природные явления, приводить доказательства. 

Например, при изучении карты с регионами сейсмической активности можно понять, в какой местности будет безопаснее жить. 

Глобальные навыки

Это еще один важный компонент вышеуказанной грамотности, способность ребенка самостоятельно или в коллективе пользоваться информацией для решения глобальных проблем. 

Для развития давайте задания на обнаружение причинно-следственных связей между явлениями, выявление закономерностей. Предлагайте ученикам проанализировать ситуацию в сфере экологии или демографии. 

Ребенок должен научиться управлять собственным поведением, воспринимать новые сведения, быть открытым и готовым взаимодействовать с группой. Компонент отвечает за аналитическое мышление, готовность к сотрудничеству, умение встать на место других людей. Исследования в коллективе помогают уважительно относиться к другим мнениям, народам, культурам, принимать убеждения людей. 

Креативные навыки 

К этому компоненту относится творчество в его глобальном смысле: умение генерировать и совершенствовать идеи, предлагать полезные решения, правильно использовать воображение. В итоге школьник критически анализирует предложения, собственные и чужие идеи, выявляет их плюсы и минусы, сильные и слабые стороны. 

Развитию креативной грамотности способствует работа в группе над школьной газетой, составление режима дня, создание изображение вымышленного животного. 

Креативное мышление подразумевает глубокое знание школьного предмета. При наличии творческого потенциала повседневные и нестандартные задачи можно решить быстрее и проще.

Финансовая грамотность 

Знание финансовых инструментов поможет улучшать собственное благополучие сегодня и в будущем. Для освоения навыков рекомендуется делать модели ситуаций с банковскими продуктами, проведением финансовых операций.

Компьютерные навыки

Навыки работы с электронными устройствами необходим с начальной школы. Этот вид грамотности включает в себя следующее: 

  1. Умение работать с информацией в Интернете, отделять достоверные сведения от «фейков».
  2. Использование сервисов, в том числе электронной почты и облачных хранилищ. 
  3. Знание правил безопасности и сохранения персональных данных, умение пользоваться аккаунтами в социальных сетях. 

Как развивать функциональную грамотность школьников? 

Базовые правила 

Каждый год появляются все новые задания и упражнения на развитие этого вида грамотности на начальном и более сложном уровне. Задачи равномерно распределяются в течение всего учебного процесса. К основным особенностям относится следующее: 

  1. Привязка к практическим ситуациям, в которых могут оказаться дети. 
  2. Соответствие задач возрасту учеников. 
  3. Системность полученных знаний.

Развитие функциональной грамотности у детей в начальной школе 

Для работы с младшими школьниками важно подобрать задачи соразмерно с их практическим опытом. Если тема близка ученикам, она вызовет у них живой интерес, потребность получать новые знания. Землекопы и строители в задачах уже устарели: вместо них лучше выбрать героев мультиков и персонажей из компьютерных игр.

Перед математическими и другими задачами можно провести веселый мастер-класс, после которого дети сами захотят найти нужное решение.

Не стоит забывать о дополнительном образовании для младших школьников. Занятия в секциях способствуют развитию творческих навыков, креативного мышления, улучшают компьютерную грамотность. 

Формирование общей грамотности в основной школе 

Обучение подростков предполагает постепенное увеличение объема информации с ее анализом. Со школьниками можно обсуждать сложные глобальные проблемы (причины военных конфликтов или социального неравенства). При оценке результатов нужно использовать более строгие критерии. 

Задачи даются из разных наук, учитывается межпредметная информация (школьник должен одновременно хорошо ориентироваться в истории и литературе). К хорошим результатам приводит исследовательская работа самостоятельно или в группе, проектная деятельность с социологическими исследованиями.

Курсы по формированию грамотности в функциональном значении

Развитие функциональной грамотности детей входит в задачи каждого компетентного педагога. Для этого сам учитель также должен быть креативным, с развитым творческим мышлением, умением использовать инновационные методы обучения. 

На наших курсах мы рассказываем, зачем необходимо развивать этот вид грамотности, и как правильно это делать, даем практические советы и рекомендации.